Камов — человек, который придумал вертолет

Слово «вертолет» гораздо моложе самой машины. Сначала в русском языке использовалось иностранное слово «геликоптер». А слово «вертолет» придумал и ввел в оборот вовсе не лингвист и не поэт, а конструктор вертолетов Николай Камов.

Основатель советского вертолетостроения, один из отцов мировой вертолетной отрасли Николай Ильич Камов родился в Иркутске 14 сентября 1902 года, в семье выпускника Варшавского университета, учителя словесности, Ильи Михайловича Камова и акушерки Елены Федоровны Камовой (Лянглебен). С детства Николай проявлял интерес к точным наукам и технике. С золотой медалью окончил коммерческое училище, увлекался химией, биологией и техникой. В 1918 году успешно сдал экзамены в Томский технологический институт. В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за травмы руки, полученной при рождении. Николай решил строить самолеты. Он изучал книги по авиации, какие возможно было достать, эксперементировал с винтами, стал активным участником авиакружка. Томский технологический институт Камов закончил с отличием, его имя занесено на мраморную доску.

После окончания института в 1923 г. инженер-механик Камов поехал в Москву и поступил рабочим на концессионный завод Юнкерса ИВА. За 3 года работы он изучил технологию производства. Вечерами молодой инженер штудировал аэродинамику. Однажды не выдержал грубости мастера-немца и ответил ему по-немецки и был уволен.

В 1924 году Камов поступил в центральные аэропланные мастерские «Добролета» (предшественника Аэрофлота), которые занимались ремонтом в основном немецких машин. Собрав группу помощников, молодой инженер по своей инициативе подготовил комплект чертежей самолета Ю-13. Это позволило отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных специалистов.

Двадцатипятилетнего инженера пригласили в 1927 году в конструкторское бюро Д.П. Григоровича. Здесь занимались опытным морским судостроением. Камов принял участие в разработке самолета МРЗ-бис. В свободное время он приступил к созданию автожира.

В 1928 г. Николай Ильич — ведущий конструктор и начальник бригады КБ Поля Ришара, приглашенного из Франции.

В 1928-1929 гг. Камов совместно с инженером Н.К. Скрижинским создал первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер». 25 сентября 1929 г. летчик-испытатель И.В. Михеев впервые оторвал машину от земли и стал первым вертолетчиком.

В 1930-1931 гг. Николай Ильич являлся одним из руководителей ОКБ по морскому самолетостроению. Он был ведущим инженером по производству цельнометаллического самолета-торпедоносца открытого моря ТОМ-1.

В октябре 1931 года Камова назначили начальником конструкторской бригады ЦАГИ. Он предложил проект нового автожира А-7, который проектировал по заказу ВВС как разведчик и корректировщик. 20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух.

В 1938 году один из автожиров типа А-7 за 5 дней оборудовали и отправили для спасения станции СП-1 Папанина.

21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве специального завода, производящего автожиры. Камов стал его главным конструктором и директором, а М. Миль — заместителем.

В 1946 г. Николай Ильич организовал группу по проектированию первого отечественного вертолета сосной схемы-Ка-8 «Иркутянин». Летом 1948 г. вертолет принял участие в воздушном празднике на Тушинском аэродроме. После чего Камову предложили организовать вертолетостроительное КБ.

С октября 1948 г. Н. И. Камов — главный конструктор ОКБ по вертолетам, которое в 1949 г. было преобразовано в Ухтомский вертолетный завод (ныне имени Н. И. Камова). В ноябре 1948 г. вышла книга Н. И. Камова «Винтовые летательные аппараты», в которой он и предлагает термин «вертолет». Осенью того же года Камов предложил ВМФ СССР связной вертолет. С группой сотрудников авиаконструктор разработал-Ка-10.

Конструкторское бюро Камова стало колыбелью целого семейства вертолетов военного и гражданского назначения. Кроме винтокрылых машин, КБ разработало, на базе автомобиля ГАЗ М 20 «Победа», аэросани «Север» и «Север-2».

Николай Ильич работал до последних дней. Когда его увозили в больницу, он просил ничего не трогать на его рабочем столе. Так его комната и стала своеобразным музеем создателя вертолетов. Николай Ильич привил и младшему поколению уважение к технике. Дочь Камова и его внук стали авиаконструкторами.

Николай Ильич умер 24 ноября 1973 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

26 февраля 1974 года КБ присвоено имя Н. И. Камова.

Все разделы