Томская авиация началась в 1910 году со студенческого аэрокружка, который создал профессор Томского технологического института Б. П. Вейнберг. Силами кружковцев были собраны благотворительные средства и построен аэроплан.

Профессиональных летчиков в Томске не было, однако в период 1911-1912 г.г. в городе побывали известные авиаторы В. Я. Седов, М. Л. Григорашвили, А. А. Васильев. Они совершили демонстрационные полеты над ипподромом.

Первая мировая война стала препятствием в осуществлении деятельности аэро­кружка.

В Гражданскую войну в Томске базировался аэропланный полк Сибирской армии, который готовил летчиков.

В 1920-х годах аэро-кружок Томского технологического заработал вновь.

По инициативе профессора А. В. Квасникова, в Томском технологическом институте была официально открыта авиационная специальность. Испытания первого в стране аэроплана с отечественным двигателем, созданным студентами и преподавателями прошли 17 августа 1927 года на левом берегу Томи напротив Лагерного сада.

В 1923 году было создано Общество друзей воздушного флота «Добролет», который организовывал показательные полеты по стране в целях пропаганды авиационного транспорта. В рамках этого мероприятия летчик Лазовский осуществил первый перелет из Москвы в Сибирь с промежуточными посадками в ряде городов, в том числе и в Томске.

Регулярное движение авиационного транспорта началось с 1928 года. Первоначально город Томск был перевалочным пунктом — основная авиационная база находилась в Новосибирске, откуда вылетали самолеты, направлявшиеся дальше на север. В Томске для них была оборудована промежуточная посадочная площадка для дозаправки, которая обслуживалась одним (!) рабочим.

В феврале 1945 года посадочная площадка в Томске была преобразована в аэропорт. Авиапарк составлял — 3 самолета По-2. Первым начальником аэропорта, располагавшегося на месте нынешнего жилого микрорайона «Каштак», был назначен Иван Андреевич Лысов. Техническим руководителем по обслуживанию самолетов — С. Н. Ячменев.

В 1946 г. авиазвено было преобразовано в авиационное подразделение, а количество самолетов По-2, базирующихся в Томске, выросло до 12 единиц.

В 1950-е годы значительно расширялась география полетов, активно пополнялся и обновлялся парк самолетов. В составе авиаотряда появились Ан-2, Як-12. В 1955-1956 гг. одними из первых в Западной Сибири томичи получили 15 вертолетов Ми-1 и 5 винтокрылых Ми-4, для которых сделались доступными даже самые непроходимые болота и таежные дебри.

Томский аэродром стал принимать самолеты Ли-2, Ил-14. Появилась более совершенная техника для обслуживания самолетов и вертолетов на земле.

В 1920-х годах аэро-кружок Томского технологического заработал вновь.

По инициативе профессора А. В. Квасникова, в Томском технологическом институте была официально открыта авиационная специальность. Испытания первого в стране аэроплана с отечественным двигателем, созданным студентами и преподавателями прошли 17 августа 1927 года на левом берегу Томи напротив Лагерного сада.

В 1923 году было создано Общество друзей воздушного флота «Добролет», который организовывал показательные полеты по стране в целях пропаганды авиационного транспорта. В рамках этого мероприятия летчик Лазовский осуществил первый перелет из Москвы в Сибирь с промежуточными посадками в ряде городов, в том числе и в Томске.

Регулярное движение авиационного транспорта началось с 1928 года. Первоначально город Томск был перевалочным пунктом — основная авиационная база находилась в Новосибирске, откуда вылетали самолеты, направлявшиеся дальше на север. В Томске для них была оборудована промежуточная посадочная площадка для дозаправки, которая обслуживалась одним (!) рабочим.

В феврале 1945 года посадочная площадка в Томске была преобразована в аэропорт. Авиапарк составлял — 3 самолета По-2. Первым начальником аэропорта, располагавшегося на месте нынешнего жилого микрорайона «Каштак», был назначен Иван Андреевич Лысов. Техническим руководителем по обслуживанию самолетов — С. Н. Ячменев.

В 1946 г. авиазвено было преобразовано в авиационное подразделение, а количество самолетов По-2, базирующихся в Томске, выросло до 12 единиц.

В 1950-е годы значительно расширялась география полетов, активно пополнялся и обновлялся парк самолетов. В составе авиаотряда появились Ан-2, Як-12. В 1955-1956 гг. одними из первых в Западной Сибири томичи получили 15 вертолетов Ми-1 и 5 винтокрылых Ми-4, для которых сделались доступными даже самые непроходимые болота и таежные дебри.

Томский аэродром стал принимать самолеты Ли-2, Ил-14. Появилась более совершенная техника для обслуживания самолетов и вертолетов на земле.

Пассажирооборот с 1946 по 1951 год увеличился в 5 раз (с 476 до 2350 чел.), а с 1951 по 1961 год — в 39 раз, достигнув 91 тыс. человек. Грузооборот вырос с 44 тонн в 1947 году до 4000 тонн в 1961 году. С ростом объемов перевозки стало ясно, что аэропорт на Каштаке устарел. И 6 ноября 1967 года новый Томский аэропорт «Богашево» принял первый самолет Ил-18, выполнявший пробный технический рейс из Новосибирска.

Лайнер Ил-18 стал связующей нитью Сибирских Афин с Москвой. Кроме Ил-18, в Томск новые машины: Ан-24, Як-40, Ан-12, вертолеты, но «хозяином» томского неба оставался по-прежнему Ан-2.

В 1975 Томский авиаотряд выполнял прямые рейсы в 32 аэропорта страны и перевёз 420 000 пассажиров. В 1986 этот показатель составил 580 000 пассажиров.

В 1991 году Томский объединённый авиаотряд был реорганизован в Томское государственное авиапредприятие.

В 1998 году было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Томское авиапредприятие» из авиапредприятий Томска, Колпашево, Стрежевого.

В 2000-х годах самолётный парк в аэропорту «Богашёво» принимал и обслуживал широкий спектр машин: «Ан-2», различные модификации типов «Ан-24» и «Ан-26», «Ан-28», «Ил-86», «Ту-154» (модернизированные), «Як-40», «Як-42», самолёты иностранного производства (прежде всего «Боинг»).

В 2008 году в Томске появился первый частный вертолёт. В настоящее время в Томской области функционируют 2 полноценных аэропорта, одному из которых, томскому аэропорту «Богашёво», руководством страны весной 2010 года был присвоен статус международного в связи с запуском Особой экономической зоны.

Все разделы