Экскурсии

Небо манит своей романтикой, бескрайностью и совершенством не только мальчиков и девочек, но и вполне состоявшихся, взрослых людей. Вот для таких, ВЛЮБЛЕННЫХ В НЕБО, и проводятся в Аэропорту ТОМСК экскурсии ...и как знать, может в будущем кто-то из них станет авиационным техником или летчиком! Взрослые же, глядя на самолет, всегда вспоминают самые приятные и волнительные моменты из своей жизни — это видно по их лицам!

А возможность сесть за штурвал на место первого пилота — только ради этого многие приезжают к нам в гости! И мы рады, что Аэропорт ТОМСК дает возможность всем желающим прикоснуться к мечте...

  • +7 (3822) 932-722 (Заявки принимаются с 14:00 до 16:00)
Документы для скачивания:

Стела на привокзальной площади

Экскурсия начинается на привокзальной площади у Стелы, посвященной памяти томичей-авиаторов, защищавшим небо Родины в годы Великой Отечественной войны. Открытие памятника состоялось 6 мая 2011 года.

300 томичей-авиаторов защищали небо Родины во время Великой Отечественной войны, из них 13 удостоены звания Героея Советского Союза.

Далее, уже в здании аэровокзала, группа узнает об истории авиации в Томске и истории Аэропорта ТОМСК.

Зарождение Томской авиации

Зарождение томской авиации началось с полулюбительского увлечения воздухоплаванием. В 1909 г. профессор Томского технологического института Б.П.Вейнберг организовал студенческий аэротехнический кружок. Это был второй в России технический кружок воздухоплавателей.

9 февраля 1945 года, приказом по Западно-Сибирскому управлению гражданского воздушного флота СССР был организован самостоятельный Томский авиаотряд и открыт уже полноценный первый городской гражданский аэропорт «Каштак». Здесь была создана необходимая инфраструктура: наземная база, взлётно-посадочная полоса (ныне — проезжая часть проспекта Мира), здание аэровокзала.

Маршрутная сеть Аэропорта ТОМСК

В зале Аэропорта экскурсовод рассказывает о маршрутной сети Аэропорта ТОМСК, об авиакомпаниях, летающих из Томска, об эволюции авиабилета — от бумажного до электронного. Экскурсанты узнают также важную информацию о правилах прохождения регистрации, о документах необходимые для прохождения регистрации и способах регистрации.

Рост транспортной доступности региона

Главная задача Аэропорта ТОМСК сегодня — увеличение транспортной доступности региона, качественное и надежное выполнение технологических процессов и обеспечение наибольшего комфорта и безопасности пассажиров.

Пассажиры спешат на посадку Предполетный досмотр — оружие запрещено!

Соблюдение правил безопасности обязательно и для экскурсий — вся группа проходит ознакомительный предполетный досмотр и получает исчерпывающую информацию о том, что можно и, что нельзя проносить на борт воздушного судна. Группа вместе с экскурсоводом проходят в стерильную зону, там экскурсантам рассказывают о правилах поведения в стерильной зоне и на борту воздушного судна во время полета.

Во время следования группы до первого экспоната музея под открытым небом экскурсовод рассказывает о взлетно-посадочной полосе (ВПП) и о самолетах стоящих на перроне.

Первый экспонат музея под открытым небом — это самолет ЯК-40.

Самолет Як-40

Самолет Як-40 предназначен для пассажирских и грузопассажирских воздушных перевозок на местных авиалиниях.

В апреле 1965 года ОКБ им. А.С.Яковлева начало разработку нового самолета, а уже в октябре 1966 года состоялся первый полет опытного образца. Як-40 стал первым в мире реактивным самолетом для местных авиалиний и первым среди советских самолетов получил сертификаты летной годности Италии и ФРГ. В 1968 году на Саратовском авиазаводе было налажено серийное производство самолета Як-40. Всего заводом было произведено 1011 самолетов, из которых 125 продано на экспорт в 18 стран мира.

Всей группе предоставляется уникальная возможность зайти в салон самолета и сесть за штурвал, на место командира ВС.

Первый полет 1966
Экипаж 2-3
Количество пассажиров 24-32
Максимальная скорость, км/ч 600
Крейсерская скорость, км/ч 475-510
Практический потолок, м 8100
Максимальная дальность полета, км 1350

Аэродромная техника

Летящий самолет завораживает и даже на земле огромный лайнер выглядит величественно, подавляя размерами и восхищая формами, однако при всей своей красоте и мощи на земле самолеты беспомощны и ему требуется поддержка — всесторонняя и оперативная, без спецтранспорта в аэропорту — никуда, ибо расстояния — огромны, а люди — слабы. Это только на заре авиации пилот мог быть сам себе и механиком, и стюардессой, и пассажиром, и топливозаправщиком, и тягачом, и трапом одновременно. Сейчас специальные аэродромные машины готовят взлетно-посадочную полосу к приему и вылету самолетов, зимой обрабатывают ВС противообледенительной жидкостью, доставляют пассажиров на борт и т.д.

Самолет Ан-24

Музейный Ан-24 родился 14.09.1971 на Киевском авиационном заводе, налетал 49793 летных часа, совершил 36392 посадки. Самолет эксплуатировался в Томском авиапредприятии с 1972 по 1998 год, выполняя полеты на местных воздушных линиях в Новосибирск, Стрежевой, Колпашево, Кедровый, Пионерный и др.

А вообще Ан-24 начал разрабатываться в 1956 году для замены на местных авиалиниях самолетов Ил-12 и Ил-14. Это был первый в СССР самолет с турбовинтовыми двигателями. Ранее использовались самолеты с поршневыми двигателями.

Свой первый полет Ан-24 совершил 20 октября 1959 г. А в эксплуатацию поступил в 1962 году.

Конструктор Олег Константинович Антонов
Первый полет 1960
Экипаж 5
Количество пассажиров 48-52
Крейсерская скорость, км/ч 460
Практический потолок, м 7700
Максимальная дальность полета, км 1850

Самолет Ан-2

Об экспонате музея самолете Ан-2 — можно слагать песни — это один из старейших и надежнейших самолетов в России, также известный под названием «кукурузник». Его конструкция — расчалочный биплан — годами эксплуатации доказала свою надежность и безопасность.

Ан-2 способен совершить посадку на неподготовленной местности, после остновки двигателя самолет продолжает планировать. Данный самолет внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый долго выпускаемый самолет — некоторые его модификации выпускаются и в наши дни. Первый самолет Ан-2 поднялся в небо 31 августа 1947 года.

Ан-2 — советский лёгкий транспортный самолёт, поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом.

Конструктор Олег Константинович Антонов
Первый полет 1948
Экипаж 2
Количество пассажиров 12
Максимальная скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 82
Практический потолок, м 4000
Максимальная дальность полета, км 1700

Самолет Л-410

Следующий экспонат музея — это самолет Л-410. Самолет создавался по заказу СССР, но затем стал продаваться во многие страны. Вообще это был первый самолет иностранного производства, допущенный к полетам на воздушных трассах Советского Союза.

Впервые Л-410 поднялся в воздух 16 апреля 1969 года.

Самолет находящийся в нашем музее эксплуатировался в Томском авиапредприятии с 1982 по 1994 год. Выполнял полеты по перевозке пассажиров по местным воздушным линиям Томской области в Новосибирск, Стрежевой, Колпашево, Кедровый, Александровское, Пудино, Каргасок, Пионерный и др.

Дата изготовления ВС 1981 год. Завод-изготовитель «LET», ЧССР. В воздухе был 4562 летных часа и совершил 3334 посадки.

L-410 — универсальный двухмоторный самолёт для местных воздушных линий (МВЛ), пришедший на смену Ан-2.

Максимальная скорость, км/ч 457
Крейсерская скорость, км/ч 380
Практическая дальность, км 1380
Практический потолок, м 6320
Экипаж, чел 2
Количество пассажиров 17-19 пассажиров

Самолет Ту-154М

28 декабря 2010 музей пополнился еще одним экспонатом самолетом ТУ-154М, который эксплуатировался с 24 октября 1990 г.

У самолета славная трудовая биография — он работал в авиакомпаниях «Владивосток Авиа» и «ЮТэйр».

А первый Ту-154 поднялся в воздух 4 октября 1968 года. Самолет создавался как замена Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Несколько десятков лет Ту-154 — был одним из основных внутрироссийских перевозчиков, Ту-154М взлетел в 1982 году, его отличия — более тихие и экономичные двигатели. Всего выпущено больше 900 машин.

ТУ-154М — один из основных внутрироссийских авиаперевозчиков. Это узкофюзеляжный, пассажирский самолет для линий средней протяженности.

Конструктор Андрей Николаевич Туполев
Первый полет 1968
Экипаж 4
Количество пассажиров 160-180
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практический потолок, м 11400
Максимальная дальность полета, км 4500

Служба СПАСОП

Одно из подразделений, с работой которого знакомятся экскурсанты это служба СПАСОП (Служба поискового и аварийного спасательного обеспечения полетов). Наибольший интерес вызывают современные спецмашины и средства индивидуальной защиты пожарных.

Пожарная аэродромная машина «Ураган»

Пожарная аэродромная машина «Ураган» — любимый детьми экспонат нашего музея — предназначен для пожарно-спасательной службы на аэродромах. Обеспечивает тушение пожаров в самолётах и вертолётах, проведение работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолётов, потерпевших аварию, а также тушение пожаров на объектах в районе аэропортов

Пожарная машина «Ураган» известная легенда военной техники Советского Союза. Изначально разрабатывался для перевозки ракет и пусковых установок, сейчас используется в аэропортах.

По окончание экскурсии — выход на привокзальную площадь, вручение сертификата «Любителя авиации».